Sunday, September 30, 2012

Техника быстрого чтения

Прочитав намедни очередную статью с Хабра о деэффективности, проактивности и прочем трэше, внезапно наткнулся на упоминание о технике быстрого чтения - методике, с которой давно хотелось познакомится поближе. Недолгий поиск в гугле показал, что статей по этой теме не так уж и много. Тем не менее, мне удалось найти архиинтереснейшую советскую книгу с оригинальным названием "Техника быстрого чтения". К сожалению, на 95% книга состоит из воды и выдержек протокола заседания XXVI съезда КПСС. Однако, несколько интересных и, возможно, полезных моментов мне всё же удалось найти.


Цель


Начать стоит с того, что у быстрого чтения есть свои области применения. Самая подходящая - это тексты с большим количеством "воды", в которых суть зачастую "размыта". Например, научные работы или газетные статьи. Нет смысла использовать скорочтение для художественного текста, цель которого заключается в доставлении культурного, эстетического удовольствия, а не передачи знаний и фактов.

Кроме того, за скорость надо платить. Цена в данном случае - качество понимания текста. Хорошей считается техника скорочтения, при которой усваивается хотя бы 75% материала.


Ошибки


Существуют как минимум две основные ошибки, которые замедляют скорость чтения любого человека.
Первая - это так называемые регрессии, повторное перечитывание текста. Возникают в виду отвлечения внимания при чтении материала. Следует всеми возможными способами стараться избегать их: контролировать уровень своего внимания, пропускать абзацы, вместо того, что бы их перечитать.
Вторая - это проговаривание, либо какая-то другая артикуляция при чтении текста. В этом случае скорость вашего чтения снижается до скорости артикуляции. Необходимо полностью отказаться от неё. В идеале - не проговаривать читаемый текст даже у себя в голове, а понимать его на подсознательном уровне.


Способы чтения


Читать текст можно разными способами: по буквам, по слогам, словами, предложениями или логическими блоками. Способы, как несложно догадаться, расположены в порядке возрастания эффективности. Последний возможен при развитом периферическом зрении, позволяющем мозгу схватывать весь абзац целиком. Подобно тому, как взрослый человек не читает всё слово целиком, а лишь ограничивается несколькими буквами и их позицией, при достижении некоторого уровня дзена можно научится читать текст не словами, а абзацами. Теоретически. Говорят, что Ленин, Маркс и какой-то рабочий с Ульяновского завода могли :)


Вот пример, показывающий неважность порядка букв в слове:
По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолена бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом.


Так же при хорошо развитом периферическом зрении открывается возможность просматривать страницу сверху-вниз по середине листа. При этом стараясь выделять ключевые слова в тексте, давая мозгу возможность уловить суть. Для развития периферического зрения рекомендуется использовать таблицы Шультье.


Алгоритмы чтения


Что же касается методик: то тут можно выделить два алгоритма техники быстрого чтения: интегральный и дифференциальный.

В первом случае мы заранее формируем себе список фактов, которые хотим узнать из книги: какие протоколы поддерживает сервер или кто убил Кеннеди. Дальнейшее чтение сводиться к фильтрации информации на страницах и поиску интересующих нас фактов.

Во втором случае у нас нет чёткого списка интересующих нас фактов, которые мы хотим узнать. Поэтому мы разбиваем исходный текст на отдельные блоки (абзацы, главы). Внутри каждого блока находим ключевые слова, на их основе выделяем смысловые ряды, из которых получаем суть.


Память


Прочитав материал, важно его не забыть. Большая часть материала забывается в первые часы после его прочтения. Поэтому лучшей тренировкой памяти является повторение/пересказ прочитанного вскоре после первого прочтения. Так же полезно выделять в прочитанном смысловые блоки или тезисы. Ну и самым эффективным на мой взгляд инструментом является ассоциативная память.


Используемая литература


1. Кузнецов О. А., Хромов Л.Н. Техника быстрого чтения. М., 1983.

1 comment:

  1. прикольная статья:)
    интересно было читать..
    спасибо!

    электроника

    ReplyDelete